Вопрос интересный. И не так давно на философской ветке поднимался.
все так...
ser-borovsky написал(а):10 тысяч лет назад и мир был другим, и восприятие другим, и способы описания были другими
Но ведьэто тоже слова...
то есть интерпретация того "что было 10 тыс. лет назад".
Я как музыкант скажу. Мы имеем дело не со словами, а с организацией музыкальной мысли. И тоже всегда возникает "проблема" верификации "идеи" композитора. И тут даже не тысячи и не сотни лет, а просто даже вчерашний день. Ну как узнать что (?!) - думал и предполагал Шостакович в своем произведении?
Сможем ли мы это познать и почувствовать? Уж не говоря о Бахе и других композиторах эпохи Барокко или Романтизма, Классицизма?
Есть целое поверхностоное движение ХИППистов (аутентистов), которые, воспроизводя старинные инструменты, играя на жильных струнах, клавесинах и, почти "в париках", думают, что они тем самым приближаются к "пониманию" стиля и содержания музыки прошлых эпох.
Но это невозможно! В тысяче смыслов. За километр видны современные мозги современных исполнителей, с их привычкой к ритм-машине, джазу, и прочим предлестям современного мира. Достаточно сказать, что, ИМХО, ничего более ритмичного, чем бег лошади, наши предки и не знали. )))
Мое мнение такое: 1 - дела нет из какого материала была рождена мысль композитора ли, или философа Анаксимандра, Гераклита. Нет дела до того, что привело к выражению некоего определения. Главное раскрыть потенциал этой мысли, осознать её сколь доступно глубоко. Неважно "из какого сора растут стихи". ))
2 - вместо "исторической реконструкции" применять всегда "системную реконструкцию". В отношении музыки - это более понятно, потому что само произведение своей формой, гармонией, интонацией - задает довольно жесткую структуру определенности интерпретации.
Вероятно, то же самое и с высказыванием ДХ и вообще философов и магов прошлого.
Если ты знаешь мало, то действительно есть неограниченная вольность интерпретации их слов. Но если ты имеешь опыт и достаточно практики, то "сектор" толкования становится заметно уже, очерченнее. И сама идея приобретает довольно определенные границы.
И не может быть иначе в таком вопросе.
Просто оторванные теоретические рассуждения тут не помогут. Заведут в парадоксальность применения слов. А истины не приблизят.
например ДХ совершенно было понятно,ЧТО делали маги древности. именно потому что он как никто "владел предметом". И вполне понимал (на уровне ЗНАЛ) куда уходят все боковые тропинки. В чем они ошибались и заблуждались.
Вопрос пути и практики - первичен. А не вопрос ментального штурма. Это на втором месте.
Как говорят у нас музыкантов - ЗАНИМАТЬСЯ НУЖНО! чем больше практики, тем больше начинаешь "врубаться" в советы великих мастров. Тем они конкретнее и яснее становятся.
И порой достаточно одной фразы, чтобы что-то открыть и понять, как у ДХ - когда он однажды поделился "великой тайной", а для Карлоса и нас это простые слова. Мы не в состоянии за них "зацепиться" должным образом.