Дверца в задницу
или
Между наукой и шаманами
( с благодарностью к О. Хаксли)
После памятной и, в определённом смысле, судьбоносной Церемонии Аяуаски в великолепном граде Сантьяго, один Наш Друг, разделивший с нами матрас и ведро для блевания во время Церемонии, не имея сил справиться с постигшим его Опытом, обратился за советом к Мужу Учёному и во многих науках сведущему.
После того, как Муж Учёный разъяснил, во всех смыслах, - заочно, Нашему Другу то, что происходило с тем на Церемонии в достославном Сантьяго, Наш Друг, успокоившись и вернувшись к своим привычным овцам, облегчённо похерил ту частицу Невыразимой Реальности, что мелькнула пред ним, подобно хвостику Шанса, в те незабвенные январские ночи в Сантьяго.Я мало о чём жалею в этой жизни. Тем более, когда речь идёт о посторонних людях, хотя я и говорю о них порой, - Наш Друг.
Но всё-таки я жалею о том, что:
а) обратился Наш Друг за разъяснениями к Мужу Учёному, а не, например, к Олдосу Хаксли (поелику Хаксли к тому времени уже почил в бозе).
б) что сам я когда-либо, где-либо, кому-либо давал разъяснения, советы или поучения.
Обязуюсь впредь быть настоящим злобным мудаком, и говорить только о себе любимом, от себя любимого и для себя любимого…
(дата)…20090603………..
(печать)………{[.]}…………
(подпись)….. Фрэнк Энштейн… Есть одна присказка у горных евреев, обитающих в труднодоступных местах Таджикистана, которую я не устаю повторять:
Если гой предлагает поделиться яблоками, значит, у него есть яблоки.
Если гой предлагает поделиться мнениями, стало быть, у него нет яблок.Увы нам, но похоже что насчёт яблок, уже лет этак двести (а может и гораздо больше), установились сплошь неурожайные годы. А потому мы, брюзжа и разбрызгивая слюни праведных доктрин, концепций или же теорий, неустанно делимся мнениями, напрочь упуская из виду тот простой факт, что мнение и знание, - это вовсе не одно и то же.
Я , бля буду, вообще-то тупой, как обеденный нож в институтской столовой. То ли от рождения оно так, то ли по жизни сформировалось, а может даже карма такая. Но как бы там ни было, по причине тупости такой, я понятия не имею, кто такой был Олдос Хаксли. Но зато знаю, с какого бадуна я ему благодарен. А благодарен я за то, что написал он когда-то пару книжиц, которые мне теперь случайно попались.
Тут бы оно самое время начать выражать благодарности и самому себе за то, что всё-таки сподобился книжицы эти прочитать, и своей учительнице литературы, которая (единственная из всех преподавателей!) полагала, что кроме двоек мне можно иной раз ставить и пятёрки, и своей бабуле, которая, клюя осоловело носом, терпеливо выслушивала мои букварские МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ…
Но не стану никого утомлять своим бесконечным списком благодарностей. Лучше вернусь к Хаксли.Как уже сказал, я не знаю толком, кто такой Олдос Хаксли. Но уверен, что кем бы он ни был, в определённый момент своей жизни он изменился. То есть, был Олдос Хаксли ДО того, как он «попробовал» мескалин, и стал Олдос Хаксли ПОСЛЕ того, как он этот самый мескалин «попробовал».
Если кто вдруг ещё не в курсе, напоминаю, что мескалин это именно то психоактивное вещество, которое, по мнению учёных, содержится в пейоте и является виновником всех тех безобразий с осознанием, которые происходят после пожирания этого кактуса.Итак, в один прекрасный майский день 1953 года Олдос Хаксли выпил четыре десятых грамма мескалина (синтезированного), растворённых в половине стакана воды. И, как он сам пишет, сел ожидать результатов.
Ну, а пока он ждёт своих результатов, мы потреплемся про всю эту наркоту.Проблема наркотиков не проста. В «Беседке» я привёл небольшой примерчик непростоты этой проблемы. И не хотелось бы дальше в неё углубляться. Поэтому, опуская бесконечную болтовню о том, кому чего выгодно в деле распространения традиционных наркотиков по типу героина, кокаина и тп, я сразу попытаюсь выделить из этого ряда так называемые Растения Силы. Ибо они, - ни разу не наркотики!
Беда только в том, что как бы я тут не выделялся, всё это останется пустыми словами для тех, кто никогда не сталкивался с растениями силы. Так что я даже особо стараться не буду чего-то доказать. Я просто высказываю свой взгляд на всё это. И уж тем более, я не собираюсь никого убеждать или «агитировать». Это дело сугубо личное.
Но факт остаётся фактом. Во все времена, во всех уголках планеты, шаманы имели дело с теми или иными, так называемыми, растениями силы. И если уж мы тут назвались Шаманским Лесом, то, может быть, стоит попытаться взглянуть на «проблему» растений силы непредвзято? Может быть, всё это не просто так, - заторчать?Ну, ладно. Чё там с Хаксли-то?
О, похоже, его уже вставило!
Во всяком случае, он уже приходит к некоторым не совсем лицеприятным выводам:
Мы живем вместе, мы совершаем поступки и реагируем друг на друга; но
всегда и во всех обстоятельствах мы - сами по себе.
…
По самой своей природе, каждый воплощенный дух
обречен страдать и наслаждаться в одиночестве.Разумеется, к таким выводам вроде как можно прийти и в результате интеллектуальных размышлений. Но только человек «вкусивший» запретных плодов растений силы сможет не просто понять (понимание, - ничто!), но УЗНАТЬ, о чём речь.
Ощущения, чувства, прозрения, капризы - все они личны и никак не
передаваемы, если не считать посредства символов и вторых рук. Мы можем
собирать информацию об опыте, но никогда не сам опыт. От семьи до нации,
каждая группа людей - это общество островных вселенных.Мы не ЗНАЕМ один другого. Да что там, - знаем! Мы даже с трудом понимаем друг друга. Поскольку единственный доступный нам способ обмена состояниями, - слова. А слова могут более-менее передавать информацию. Но никак не внутреннее состояние.
Например, как может человек в здравом уме узнать, каково быть безумным?
Или же, не имея возможности родиться заново провидцем, медиумом или
музыкальным гением, как мы можем когда-либо посетить миры, которые для
Блейка, для Сведенборга, для Иоганна Себастьяна Баха были родным домом.Ммм??
Остроту этого «вопроса» невозможно УЗНАТЬ на интеллектуальном уровне. Только «погружаясь» в иные состояния сознания, можно в полной мере заценить глубину нашего одиночества. Впрочем, - одиночество плохое слово. Оно несёт в себе какой-то оттенок самосожаления, порой, - напыщенности, важности, иногда, - слезливой сентиментальности. Когда-то Элька предложила хорошую, на мой взгляд, замену ему, - ОДИНОКОСТЬ. Вот, пока не затаскали это слово (как обычно и случается со словами), буду использовать его.
Вот эта одинокость, - судьба всякого, кто готов будет отправиться ДО КОНЦА в это странное путешествие по реальности осознания. И не надо прельщаться описанной у КК «командой Нагваля». Все в этой команде были поражены насмерть вирусом вот этой самой одинокости. Именно поэтому смогли они стать настоящей командой. Странно, правда?
Впрочем, я, по обыкновению, впал в просрацию (нет, это не опечатка) словами.
Вернёмся к Хаксли. Вскользь заметив, что он тоже прикоснулся к этой одинокости. Правда, не в полной мере. Но всё же…Далее в своей книге (кстати, я что, до сих пор не сказал, что называется она «Двери Восприятия»?) он признаётся, что перед приёмом мескалина представлял себе, основываясь на слышанном и читанном, что должно будет происходить.
Это, наверное, неистребимо! Я тоже, перед своей первой встречей с Аяуаской представлял себе, что оно ТАМ может быть. Что ж, это ещё один урок о том, насколько убоги наши представления. ТАМ было совсем непохоже на ЗДЕСЬ. Так что не стоило даже пытаться представлять. Хуже того, даже когда у тебя вроде бы уже есть опыт таких «встреч», каждая новая не похожа на предыдущую.
С Хаксли случилось то же самое (да оно со всеми так!).Но я не стану пересказывать то, что он написал о своих видениях, переживаниях и тп. И цитировать не стану эти моменты. Во-первых, кому интересно сам может прочитать книжку. А во-вторых (а может быть именно это, - во-первых) нет смысла этого делать. Кто не «пробовал», - ни за что не поймёт. А кто пробовал, - у того своего навалом.
Поэтому мы обратимся к «рассуждениям» Хаксли. То есть, к его попыткам обо-Значить, объяснить то, что открылось ему за этой Дверью В Стене.Разумеется, после такого опыта вот эти слова Хаксли для него самого значат гораздо больше, чем они значат для любого, самого наиинтеллектуальнейшего населенца планеты, но не «пробовавшего» РС:
... функция мозга, нервной системы и
органов чувств, в основном, выделительна, а не продуктивна. Каждая личность
в каждый момент способна помнить все, что когда-либо с нею происходило, и
воспринимать все, что происходит везде во вселенной. Функция мозга и нервной
системы заключается в том, чтобы защитить нас от этой массы, в основном,
бесполезного и не имеющего смысла знания, ошеломляющего и повергающего нас в
смятение, исключая большую часть того что, иначе, мы бы воспринимали и
помнили в любой момент, и оставляя лишь очень маленькую и особую подборку
того, что, вероятнее всего, окажется практически полезным
Собственно, теорию эту выдвинул Бергсон. Но для Хаксли ( и за это я могу поручиться) она перестала быть просто теорией.… каждый из нас потенциально - Весь Разум. Однако, поскольжу мы
- животные, наша задача - во что бы то ни стало выжить. Для того, чтобы
сделать биологическое выживание возможным, поток Всего Разума должен быть
направлен через редуцирующий клапан мозга и нервной системы. То, что выходит
с другого конца, - жалкий ручеек того сознания, которое поможет нам остаться
в живых на поверхности данной планеты.
Для того,чтобы формулировать и выражать содержание этого урезанного
осознания, человек изобретал и бесконечно разрабатывал те системы символов и
подразумеваемые философии, которые он называл языками. Каждая личность -
одновременно и бенефициарий, и жертва лингвистической традиции, в которой
эта личность родилась: бенефициарий - потому, что язык дает доступ к
накопленным записям опыта других людей, жертва - поскольку язык укрепляет ее
в той вере, что это урезанное сознание - единственное, и искажает ее
ощущение реальности настолько, что эта личность только рада принять свои
представления за данные, свои слова - за действительные вещи. То, что на
языке религии называется "этим миром", - это вселенная урезанного осознания,
раз и навсегда выраженная и окаменевшая в языке.
Обосраться можно! Эй чего-то пыжится, пытается раскорячиться так, чтобы чего-то объяснить по поводу слов, а Фрэнки, - бац! – и сразу нашёл хорошую цитатку, из которой всё становится понятно (или ясно? или узнаваемо?).
Наверное это потому, что Фрэнки, - потомственный бенефициарий (попросту, - получатель выгоды, наследства, блага, накопленного кем-то до него).Большинство людей большую часть времени знает только то, что
проходит через редуцирующий клапан и освящено местным языком как подлинно
реальное.Атож!
Далее в своей работе Хаксли рассуждает на темы воздействия мескалина на мозг с точки зрения «химических реакций». Цитировать всё это я не буду. Кто не верит, что Хаксли про это рассуждает, может сам прочитать.
Но он рассуждает. Ведь это неистребимо. Сколько бы мы ни сталкивались с «шаманскими штучками», мы привычно отступаем в спасительное пространство науки, пребывая в убеждённости, что наука способна всё объяснить. Но ЧТО именно она объясняет? Ничего. Ровным счётом, - ничего.
Входя в «пространство Мескалито» или «пространство Аяуаски» или, шире, - в «пространство нагуаля» (некорректное какое-то определение, да надеюсь мне простится), мы попадаем в реальность, где от «парадигмы науки» пользы столько же, сколько от железнодорожной рельсы посреди Атлантического океана.
Впрочем, относительная польза, конечно, есть. Обращение к науке просто-напросто вышвыривает нас из этих «пространств реальности» в привычную действительность. И всё заканчивается. И мы удовлетворены. И мы в шоколаде. Мир вернулся на своё привычное место!Здесь стоит отвлечься от Хаксли (пусть он пока поторчит себе от этой наркоты) и вспомнить про Нашего Друга. Ну, того, с которым мы вместе блевали в Сантьяго.
Итак, после своего кошмарного опыта с Айей, он обратился за советом и разъяснениями к Мужу Учёному. И тот разъяснил, представьте себе! Несмотря на то, что сам Учёный Муж не только не валялся с нами на одном матрасе теми январскими ночами и не блевал в ведёрко. Он вообще НИКОГДА не «имел дела» с Аяуаской. Ну, и что с того? Зато он много читал про всякие там психоделики. И химию с психологией знал!
Совсем коротко, его объяснения Нашему Другу того, что с тем происходило, свелись, грубо говоря, к нарушенному и потом восстановленному серотониновому балансу (кажется так эта научненькая дрянь называется). Ну, и прочие химические прелести были перечислены.
И Наш Друг успокоился. Он проигнорил свой опыт и вернулся в привычные объятия слов, пополнив ряды бенецифиариев науки. Зато теперь он спокойно может дальше чего-то там исследовать, изучать, копаться в психологии и стремиться к какой-то там трансформации.
А мне, честно говоря, жаль немного. Ведь опыт был шикарный! И надо ж было, чтобы обратился Наш Друг за советом именно к Мужу Учёному, а не к Олдосу Хаксли! Впрочем, видно, - надо было…Хаксли, он, конечно, тоже не пророк (да в таком «деле» вообще пророков быть не может). Но он, по меньшей мере, ЗНАЛ, о чём говорит. А Муж Учёный, - не знал. Он всего лишь обладал Информационной Осведомлённостью по данному вопросу. Хотя сам-то он пребывал в полной уверенности, что эта ИО и есть настоящее знание.
Ну, ладно. Пора Хаксли толкнуть.
Он снова приходит к некоторым выводам:
Визуальные впечатления в огромной степени усилены, а глаз вновь
приобретает что-то от перцептивной невинности детства, когда сенсум не
подчиняется концепту немедленно и автоматически. Интерес к пространству
уменьшен, а интерес ко времени падает почти до нуля.
Хотя интеллект и остается незатронутым, а через восприятие в огромной
степени и улучшается, воля подвергается глубоким переменам к худшему.Оп! Выделю-ка я ещё раз вот эту фразочку: воля подвергается глубоким переменам к худшему, она нам ещё пригодится.
Тот,
кто принимает мескалин, не видит причины делать что-либо в частности и
обнаруживает, что большинство причин, по которым он обычно готов был
действовать и страдать, глубоко неинтересны. Его нельзя ими беспокоить,
поскольку есть нечто лучшее, о чем ему можно думать.
Увы, - да. С деланием ТАМ напряжёнка. И это тоскливо. Потому как мы ведь «делатели» по природе своей. А если нам нечего делать, нечем заняться…Короче говоря, подбивая, так сказать, бабки, мы сведём всё сказанное Хаксли к короткому «наблюдению»:
Мескалин ослабляет эффективность редуцирующего клапана и мы предстаём перед некой, по выражению Хаксли, Дверью В Стене.
Вообще-то, как по мне, так эта фраза тоже мало что объясняет. Фактически, это просто вывод Хаксли, сделанный в результате отступления в «пространство науки».
Хвала токсинам, Хаксли имел реальный опыт, поэтому его отступление в это «пространство науки» не настолько трагично. А вот у Мужей Учёных, которые не просто отступают в это пространство, а постоянно топчутся в нём, совершая лишь безопасные интеллектуальные вылазки во всякие «шаманские пространства», эта хакслинская Дверь В Стене обращается в Дверцу В Задницу.(продолжение следует) ну, я надеюсь:)
а пока что, музыкальная пауза:
http://files.mail.ru/ZYDR10
написал ЭЙ- он же Бомбей
Взято здесь http://filens.info/forum/index.php/topic,6668.60.html