Данное изложение получено из наблюдения за собой на основе прочитанного в 4 пути.
Первым разберем ум. Потому как им я буду пользоваться для изложения материала.
Где находится ум, нам неизвестно. Найти его невозможно. Считается, что в голове. Но это не точно. В голове много раз рылись и ничего не нашли. Если ум найти не могут, тогда почему мы вообще говорим о нем? Мы говорим о нем и судим о его наличии у человека по мыслям, которые ум создает. А вот мысли мы уже можем наблюдать у себя. Раз есть мысли, то это неспроста, значит кто-то их создает. Кто же их создает? Логичней всего заявить, что мысли создает ум. Ведь, согласитесь, должен же кто-то их создавать? Или, по крайней мере, у нас должна быть возможность, форма, способ говорить о том, что творится в нашей «голове». Вот мы и придумали ум. Но по факту мы имеем только мысли, а ума у нас нет. Есть, правда, еще один вариант, который позволяет нам обойтись без использования понятия «ум». Отдать все функции какому-то одному центру. На самом деле так оно и есть. Человек, хоть и амбивалентен в своих проявлениях, но это только так говорится, что в нас живут разные «я», разные личности. По факту – это нечто одно целое. Нет рук, ног отдельно от человека. Нет и ума отдельно от человека. Просто мы выдумали разные отделы, чтобы облегчить изучение.
Термин "ум" имеет синонимы. Разум, интеллект. Некоторым нравится думать, что это разные образования. Если мыслишки так себе, то человек говорит, что это продукт ума. Если ого-го, то от ума отмежевываются и говорят о разуме. Но это сути не меняет. Мысли они и есть мысли. Плохие, хорошие, возвышенные, низменные. Всех их объединяет особое качество, принципиально отличающее от, например, эмоций, или от ощущений. А наша оценка мыслей, их классификация – дело второстепенное.
Я буду называть тот "орган", который продуцирует мысли - интеллектуальный центр (ИЦ). Что под ним понимается каждому ясно из выше изложенного. Если угодно - пусть это будет ум+разум=ИЦ.
Мышление, наряду с эмоциями, обычно относят к психической деятельности, к психике. Хотя и тут есть разные мнения. Но раз речь о мировоззрении К7, сформировавшегося на данный момент, то в этой теме условно будем придерживаться излагаемого способа описания. Читателям темы отказываться от своих способов описания не предлагается.
Помимо мыслей мы можем наблюдать эмоции. Значит у нас кроме ИЦ есть и эмоциональный центр (ЭЦ). Этот центр отвечает за эмоции и чувства. Эмоции и чувства, согласно всем словарям, одно и то же за исключением некоторых нюансов, которые не так важны.
ИЦ и ЭЦ объединяет то, что их деятельность, как и самих центров, нельзя наблюдать стороннему наблюдателю. Эта деятельность приватна. Поэтому мышление и чувства объединили в особую область, названную психикой, а продукты психической деятельности. Основа психической деятельности – ощущения. Последние напрямую связаны с физиологией, с органами чувств.
Вся остальная деятельность, электрические импульсы, обмен веществ, сокращение скелетных и гладких мышц, ассимиляция и диссимиляция, деление клеток может наблюдаться у другого человека. Может также наблюдаться электрическая деятельность в головном мозге, коррелирующая с психической деятельностью. Наблюдение за проявлениями в нашем собственном сознании дает нам право говорить, что эти проявления могут быть разделены на две части, имеющие коренное отличие. Первая часть - врожденная. Учиться ей не нужно. Вторая приобретенная. Этому роду деятельности мы учимся.
Проявления, которым учиться не нужно, мы условно отнесем к новому, третьему центру - инстинктивному. А проявления, которым мы учимся, - проявления четвертого центра - двигательного.
Инстинктивный центр отвечает за безусловные рефлексы, врожденный иммунитет, ощущения. То есть ощущения относятся именно к инстинктивному центру. Хотя и служат основой для психической деятельности. Но только основой, объектом для обдумывания и эмоционального отношения.
Двигательный центр отвечает за все, чему нам приходится учиться. Мы учимся ходить, ездить на велосипеде, писать и прочее. То есть то, что делается автоматически, без умственных усилий. Согласно описанной классификации безусловные рефлексы следует отнести к инстинктивному центру, а условные, как вновь появившиеся, к ДЦ.
Понятно, что центры обычно работают совместно. Для того, чтобы двигательный центр научился водить машину, нужна эмоция, желание психики и подражательство Инст.Ц. Далее следует применить Интел.Ц для обучения вождению. И только после этого отдать управление в руки ДЦ, который справится с ним гораздо лучше потому как у него другие скорости функционирования. Интел.Ц слишком медленно работает для того, чтобы управлять машиной и не успевает сообразить, когда обстановка дорожного движения меняется. Но он может обучать и руководить другими центрами.
Следует отметить, что значительная часть данных, поступающих в центры, минует сознание. Это, например, данные от работы внутренних органов, регуляция которых происходит вне сознания. Но такая картина наблюдается до тех пор, пока процессы в организме протекают в рамках нормы. Как только происходят какие-то нарушения - мы можем обнаружить нештатные ощущения (боль, зуд, тошноту...)
Боль, зуд... - это ощущения, благодаря которым происходит контроль за работой Инст.Ц., пребывающего при благополучных условиях вне зоны наблюдения, вне сознания. Если бы не появление в сознании этих ощущений, мы бы не меняли своего поведения при повреждениях. А с их появлением организм предпринимает срочные меры для восстановления нарушенной гармонии. Обычно гуморальная и вегетативная системы не нуждаются в контроле и управлении субъектом, или психикой. Но в случае неполадок такая необходимость появляется. Отсюда и появление в сознании упомянутых "патологических" ощущений, которые связаны с происходящим в теле. То есть мы должны говорить, что пребывание в сознании не есть прерогатива только психики. Там может оказаться и деятельность центров, которая обычно происходит вне сознания. Впрочем, справедливо будет и другое. Интел.Ц и ЭЦ также могут оказаться вне зоны нашего внимания, на периферии сознания, о чем будет сказано ниже.
Откуда появилась идея сознания?
Эта идея основана на степени осведомленности субъектом в происходящем вокруг него и в нем самом.
О чем вообще субъект должен быть осведомлен и для чего ему нужна осведомленность? Осведомленность требуется для выживания. Микроб должен быть осведомлен о происходящем как внутри него самого, так и вне его границ. Иначе ему не выжить. Осведомленность микроба очень простая, если тут уместно это слово. Простая она не в смысле механизма, а в смысле степени осведомленности. Она у него автоматична и микроб практически не имеет выбора реагирования.
Подобного рода автоматическая осведомленность с отсутствием выбора реагирования имеет место быть в нашей гуморальной и вегетативной нервной системе. Она же, эта автоматичность, как ни странно, перекочевала и в работу психики. Хотя степень осведомленности здесь существенно выросла и превратилась в то, что мы называем «сознание». И, конечно же, резко расширился выбор реагирования, которому предшествует анализ ситуации, основанный на опыте.
Сознание – это не что-то новое. Сознание – это новая степень осведомленности субъектом. Если пойти дальше, то мы обнаружим следующую степень осведомленности – самоосведомленность, самосознание, повышенное осознание, осознанность, самовспоминание. Это всё одно и то же. Есть и другие названия.
Не все процессы нуждаются в быстром реагировании на внезапные изменения. Часть из них могут протекать достаточно автономно без вмешательства в их течение.
Автономность дает освобождение энергии внимания, затрачиваемого на эти процессы. В результате мы можем сконцентрировать внимание на других более важных событиях, требующих гибкости, незамедлительных действий и решений, от которых может зависеть наша жизнь, или успех в конкуренции.
Высвечивание процессов в сознании дает а) большую оперативность и б) выбор реагирования, чего нет в гуморальных и вегетативных реакциях на изменения. Полученные в результате этого оперативность и выбор повышают выживаемость.
Говоря о сознании, нам следует разбирать не что это такое, а для чего оно. Само же сознание следует воспринимать как данность, не нуждающуюся в объяснении. Таких данностей вокруг нас масса. Сознание вовсе не исключение. И все они могут восприниматься или как загадка, или как данность. Сознание нисколько не лучше и не хуже среди всех тех фактов, с которыми нам приходится иметь дело. Попытки сформулировать "трудный вопрос" Чалмерса кончились ничем. Этого вопроса просто не существует. Чалмерс выразил свое удивление сознанию, но задать вопрос у него не получилось. Потому что спрашивать и не о чем. Но Чалмерсу удалось предложить рассматривать сознание как осведомленность. Эта осведомленность и была взята за основу описания субъективного мира человека в данной работе.
Автономность, как уже было сказано, характерна и для работы психики. Мы автономно, неосознанно думаем, эмоционально реагируем. Спящий субъект иногда просыпается и обнаруживает, что в его сознании похозяйничали некие личности, наобещали с три короба, растратили всю энергию, насвинячили и пытаются всё свалить друг на друга, или вообще на спящий субъект. Умение взглянуть правде в глаза в 4 пути получило название «совесть». А перегородки, которые мешают одной мелкой личности увидеть другую, назвали буферами. Эти буфера смягчают болезненные уколы совести, или вообще не дают рассмотреть амбивалентность нашей психики.